ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ по лексической теме "Фрукты". 

Картотека наглядного материала по теме "ФРУКТЫ"

скачать

Игра «Сад и огород»

Ход игры. Воспитатель делит детей на две группы и выдает каждой группе по корзинке. Перед детьми на ковре (столе) муляжи овощей и фруктов. Дети должны собрать урожай: одна группа собирает только овощи, другая только фрукты.

 

Игра «Повар»

из яблок – яблочный сок, яблочное варенье.

Из груш –

Из апельсин –

Из слив –

Из бананов –

Из абрикосов –

 

Игра «Назови - ка»

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а].(апельсин, ананас, абрикос, арбуз)

 

Текст для пересказа.

ХИТРОЕ ЯБЛОКО.

Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее!  Петя взял яблоко и отнёс его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое красное яблоко. И опять оно

выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.

На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко:

один бок у него был ярко- красный, другой — ярко-жёлтый, а на маленьком черенке — зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки.

Петя откусил яблоко; оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел:

— Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя рисовать буду.

    Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из его рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Вопросы:

Что нарисовал Петя?

Почему яблоко выкатилось из альбома?

Кому Петя отдал первое яблоко? А второе?

Что случилось на третий день?

О чём пожалел Петя?

Почему яблоко снова стало нарисованным?

 

«Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме).
Банан – бананчик ( яблоко, груша, гранат, виноград, слива, персик, абрикос, арбуз, дыня, кокос, апельсин, мандарин, лимон, ананас)

 

«Подбери признаки»

Яблоко (какое?) -…

Апельсин (какой?) - …

Груша (какая?) - …

 

 

«Один – много».

Яблоко – яблоки

Фрукт - …

Корень – …

Яблоня - …

Дерево - …

Ветка - …

Косточка - …

Лист - …

Ствол - …

«Есть – нет». Логопед убирает с доски картинку, дети отгадывают чего нет.

Нет яблока, лимона, корня, сада, дерева, ветки, косточки, листа, ствола.

 

Назови, какие фрукты имеют желтый, оранжевый, зеленый, синий цвет.

 

«Пальчиковая гимнастика»
Компот.

Будем мы варить компот,      (левую ладошку держат ковшиком)

Фруктов нужно много. Вот:     (правой рукой имитируют помешивание)

Будем яблоки крошить,           (загибать пальцы, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот         (опять «варят» и «помешивают»)

Угостим честной народ.


Составление предложений из слов.

• яблоки, лежать, яблоня, под

• груша, расти, сад, в

  • мама, компот, из, сделала, слив

Составление сложноподчиненных предложений (упражнение "Закончи предложение")

Мама собрала в саду яблоки, чтобы…

Мама помыла груши, чтобы…

Мама купила в магазине сливы, чтобы…

мама купила ведро слив, чтобы…

Лена порезала яблоки, чтобы…

девочка пошла в сад, чтобы…

Вася набрал в саду ведро груш, чтобы...

Мама купила Саше абрикосы, потому что…

Вова не стал есть лимон, потому что…

Яблоки порезали на дольки, потому что…

 

Игра «Жадина»:

Пусть ребенок ответит на вопросы: чей это лимон? (Мой лимон.)

Чье это яблоко? (Мое яблоко.) Чья слива? (Моя слива.) и т. д.

 

Упражнение "Какие будут фрукты?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

- Если фрукты сварить, то они будут - вареные.

- Если фрукты заморозить, то они станут…(замороженные).

- Если яблоки запечь, тогда они получатся…(запеченые).

- Если груши посушить, тогда они станут…(сушеные).

 

Сравнить (по схеме)

чем отличаются яблоко и груша?… арбуз и слива?  Редис и апельсин? Лук и лимон?

 

Разделить, какие фрукты растут у нас, а какие нет.

У нас: яблоки, груши, сливы, виноград, 

 

ЗАГАДКИ.

Он зеленый и большой

Я полью его водой

Как огромный карапуз

Скоро вырастет ……... (арбуз)

 

Я — сладкий, рос на юге как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе. (апельсин, мандарин)

 

Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке

Пищу круглый год дает. (банан)

 

Синий мундир, белая подкладка,

В середине — сладко. (слива)

 

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

 

Фрукт похож на неваляшку.

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив.

С дерева упала…(груша)

 

Летом в платьице зеленом.

А по осени-в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это…(слива)

 

Сверху шкурка золотая,

В центре косточка большая.

Что за фрукт?- Вот вам вопрос.

Это сладкий…( Абрикос)

 

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

 

Он оранжевый и сочный,

Любит Новый год.

Посмотри под елку-точно,

Он в подарках ждет!

Этот рыжий господин

Вкусный, сладкий…(Мандарин)

 

Жарким солнышком согрет.

В шкурку, как в броню одет.

Удивит собою нас

Толстокожий…(Ананас)

 

Надорвали край рубашки,

Вниз посыпались стекляшки.

не собрать их всех назад.

Что за плод такой? (Гранат)

 

Круглобока, желтолица,

Может с солнышком сравниться.

А душистая какая.

Мякоть сладкая такая!

Мы поклонники отныне

Королевы поля…(Дыни)

 

Он на юге вырастал,

В гроздь свои плоды собрал,

А суровою зимою

Придет изюмом к нам домой. (Виноград).