ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ по лексической теме "Игрушки"

Наглядный материал по теме "ИГРУШКИ"

скачать

                        

Классификация понятий «Назови лишнее слово»

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);

барабан, матрешка, лук, машинка (лук);

кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).

Игра «Запомни игрушки» (детям от 4 лет)

Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».

Игра «Расставь игрушки правильно»

Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие игрушки он расставил.

Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана?)» (детям от 4 лет)

игрушка из резины — резиновая,
из стекла –
из пластмассы –

из дерева –
из бумаги –
из картона –
из меха –
из железа –
из глины –
из плюша –

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Мяч —мячик, кукла — куколка, мишка — мишенька, мишутка,

машина — машинка, собака — собачка, пирамида — пирамидка,

локоть — локоток, локоточек, рука — ручка, рученька, голова — головка, головушка,

нога — ножка, ноженька, плечо — плечико, лицо — личико,

щека — щечка, брови — бровки.

Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа «Один — много» (детям от 5 лет)

Мяч — мячи — мячей,

кукла — куклы — кукол,

кубик — кубики — кубиков,

мишка — мишки — мишек,

собачка — собачки — собачек,

пирамида — пирамиды — пирамид,

матрешка — матрешки — матрешек,

нога — ноги — ног,

машина — машины — машин,

рука — руки — рук,

голова — головы — голов,

лицо — лица — лиц,

кисть — кисти — кистей (объяснить многозначность данного слова),

плечо — плечи — плеч,

щека — щеки — щек,

ресница — ресницы — ресниц,

бровь — брови — бровей.

Согласование существительного с личным местоимением

Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;

мой — мяч, мишка, слон.

Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)

Машина стоит — машины стоят,

кукла спит — куклы спят,

собачка лает — собачки лают,

мяч лежит — мячи лежат,

мишка ревет — мишки ревут,

машина едет — машины едут.

Согласование существительного с прилагательным

Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый;

кукла — большая, маленькая, резиновая, красивая и т.п.

Формирование сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а» (детям от 6 лет)

Кукла большая, а пирамидка маленькая; мяч резиновый, а машина железная; мишка меховой, а кукла резиновая; кубик квадратный, а мяч круглый.

Игра «Чей? Чья?»

На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям. -- Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послушайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина — она чья? — она моя — машина моя. Юла — она чья? — она моя — юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос.

Дети достают игрушки из коробки.

Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.)

Этот слон чей? (Этот слон мой.)

Формирование выразительности речи

Описание игрушки (ПО СХЕМЕ)

Юла — сделана из металла, значит, она металлическая. Юла крутится как волчок. Она разноцветная — на ней красный, желтый и синий цвета. Сверху у юлы ручка, на которую надо нажимать, чтобы она крутилась.

Мяч — сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с одной стороны он красный, с другой — темно-синий. Между ними белая полоса. Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу, играть в футбол.

Составление описательного рассказа производится по вопросам:

Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть.

Загадки

Кинешь в речку – не тонет.
Бьешь о стенку – не стонет.
Будешь об пол кидать –
Станет к верху летать. (мяч)

 Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка

Улетит за облака.(воздушный шар)

Под ногами доска,

А в руках веревки.

На доске под облака

Мы взлетаем ловко. (качели).

Я строю все что захочу!

Кладу кирпичик к кирпичу –

Построю я высокий дом

И поселю зверюшек в нем. (кубики).

На одной ноге крутилась,

И вдруг на бок повалилась,

С шумом на пол прилегла

Разноцветная… (юла).

В ней горошинки звенят,

Карапузов веселят.

Это первая игрушка

Под названьем…(погремушка).

Кто не ест душистый мед,

И в берлоге не живет?

 Не умеет он реветь.

Это  - плюшевый…(медведь).

Не заставишь лежа спать,

Лишь уложишь – хочет встать.

Поупрямее барашка

Эта кукла - … (неваляшка).