Жалобы на то, что «ребенок не говорит», специалисты могут услышать от родителей детей разного возраста. «Отсутствие» первых слов может беспокоить родителей годовалого ребенка, особенно, если это их первый ребенок, и у них нет возможности сравнить его речевое развитие со старшими детьми. Общее мнение о том, что ребенок должен начать говорить в год не вполне правильно. Исследователи детской речи говорят о вариативности границ речевого развития ребенка.

Первые слова могут появиться в промежутке от 9 месяцев до 1 года и 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже по сравнению с девочками. Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2 года и отсутствие фразовой речи в 3 года.


Этот способ общения характерен не только для детей с проблемами в речевом развитии, но и для всех малышей, которые только учатся говорить. Приблизительно в год все дети начинают сознательно использовать жесты для общения. Жесты малышей можно разделить на:

1. Указательные жесты. В диалоге между ребенком и взрослым они означают: «посмотри на …», «расскажи мне о …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или что-нибудь рассказывают о нем, малыш остается доволен. Иногда родителям бывает трудно понять, что заинтересовало ребенка, поскольку в том направлении, которое показывает ребенок, может находиться много разных вещей. Внимание и наблюдательность родителей за действиями ребенка помогает им понять, что заинтересовало малыша. Годовалый ребенок уже знает, что указательный жест, означает — ему необходимо посмотреть в указанном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее.

2. Жесты-дотягивания (протягивание открытой ладони, хватательный жест). С их помощью ребенок пытается попросить взрослого: «дай мне …», «дай мне посмотреть на …», «потрогать, поиграть с …». Когда малыш использует такой жест, он ждет немедленного ответа или действия. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок сделает жест повторно или начнет хныкать.

Оба типа жестов являются предшественниками слов, выражающих утверждение и просьбу. Указывание пальцем на интересующий предмет помогает ребенку запомнить новые слова:ребенок показывает предмет, а родители называют его. Некоторым детям требуется большое количество повторений для того, чтобы они начали понимать, а чуть позже употреблять слово в своей активной речи. Когда в речи ребенка начнут появляться слова, он еще какое — то время будет пользоваться жестами. Однако постепенно речь будет становиться основным способом общения ребенка и вытеснит жесты.


В семье, где родители ребенка разной национальности, этот вопрос становится очень актуальным. Когда речевое развитие ребенка проходит без особенностей, одновременное усвоение нескольких языков не представляет для ребенка сложностей, тем более, что один из языков все равно занимает для ребенка главенствующее положение. Таким языком обычно становится родной язык матери, поскольку именно она проводит с ребенком большую часть времени. То же самое можно сказать и о сознательном стремлении родителей развивать лингвистические способности ребенка, когда родители, свободно владеющие несколькими языками, договариваются о том, что они будут разговаривать с ребенком на разных языках.

Однако, если речевое развитие ребенка нарушается, или отстает от темпов нормального развития, подобный подход в воспитании ребенка не желателен, поскольку он начинает тормозить речевое развитие ребенка. Если развитие речи ребенка проходит с отставанием или особенностями, необходимо выбрать один язык, который ребенок будет осваивать. Отступление от этой рекомендации советуют делать некоторые специалисты при заикании у ребенка. Известны случаи, когда речевые симптомы заикания проявляются на одном языке, но не проявляются, когда ребенок говорит на другом.


На логопункт  зачисляются  не все дети  детского сада, а только  нуждающихся в логопедической помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть воспитанники   подготовительных групп. А так же те, кто не закончил занятия с учителем-логопедом в прошлом году. Все остальные, нуждающиеся в помощи учителя-логопеда, ставятся на очередь. Дети, более младшего возраста, из второй младшей и средней группы, могут получить логопедическую помощь  в виде консультаций  в специально отведённое для этого время.


Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.


К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.


В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей.
Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: м, а – и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. 
Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки.


Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

1. "Поставить" правильное звукопроизношение (т. е. без отработки правильного артикуляционного уклада постановка звуков невозможна)

2. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше начать заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р,Л).

3. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

4. Артикуляционная гимнастика просто необходима детям, про которых говорят "каша во рту" (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится!


Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги ( на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда.

В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.).

Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье.

Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью.

Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.