Артикуляционная гимнастика это неотъемлемая составляющая каждого логопедического занятия. Она играет важную роль в формировании правильных движений и нужных для произношения положений речевых органов, тренировки умения координировать, изменять их, объединять отдельные простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного звука.

Речевая гимнастика рекомендуется на начальном этапе занятий с ребенком для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

А поскольку гимнастику нужно выполнять ежедневно, а поначалу даже несколько раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, дифференцированными, то главная задача взрослого - вызвать у ребенка интерес к упражнениям, стремление тренироваться в их выполнении, настойчиво добиваться правильности и точности артикуляционных движений. 
Предлагаю несколько игровых моментов для проведения артикуляционной гимнастики, которые я использую в своей работе.

Презентация "КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ"

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

"АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ КУБИКИ"

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: ребёнок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало на верхней грани куба. Такое задание используется, когда упражнение для развития артикуляции хорошо знакомы детям. Если же выпадает несколько раз одно упражнение, то дальше можно предложить выполнить те упражнения, которые ещё не повторялись.

"АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ БРОДИЛКИ"

Цель: активизировать детей для выполнения артикуляционных упражнений.

Ход игры:

1.Помоги Карлсону дойти до варенья, выполнив все упражнения (артикуляционные упражнения для звуков Р и Рь).

2.Помоги Сове дойти до Ослика и поздравить его с днем рождения (артикуляционные упражнения для свистящих звуков).

3.Помоги Чебурашке выполнить упражнения и получить в подарок воздушные шарики (артикуляционные упражнения для шипящих звуков).

4.Помоги Лунтику добраться до своей подружки Милы (артикуляционные упражнения для звуков Л и Ль).

  В ходе игры можно использовать резиновую игрушку, фишку, камешек для продвижения по клеточкам. Выполнил ребенок упражнение и передвигает игрушку, до тех пор пока не дойдет до конца.

                

"АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ"