ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на лексическую тему "Овощи". 

Картотека наглядного материала по теме "ОВОЩИ"

скачать

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование уменьшительной формы существительных).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Дети встают в круг, воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называя какой-либо овощ. Ребёнок ловит мяч и называет овощ «ласково».

Например: Морковь — морковка, морковочка.

 

Игра «Овощной магазин»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование множественного числа родительного падежа существительных).

Ход игры. Воспитатель — продавец, перед ним разложены муляжи или картинки с изображением овощей. Дети - покупатели, они выбирают, какой овощ хотят «купить», и произносят его название со словом много.

Например: Я хочу купить много моркови.

 

Игра «Поварята»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми муляжи или картинки с изображением овощей, говорит и, что сейчас дети будут поварятами, и предлагает приготовить блюда из этих овощей.

Например:

Какой суп получится из картофеля? — Картофельный.

Какой сок получится из томатов? — ...

Какие котлеты получатся из капусты? — ...

Какой салат получится из огурцов? — ...

Какие котлеты получатся из моркови? — ...

Какой сок получится из свёклы? — ...

Какой суп получится из лука? — ...

Какое рагу получится из овощей? — ...

Какая икра получится из кабачков? — ...

Какая каша получится из тыквы? — ...

 

Игра «Собери овощи»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой К и предлагает детям положить в неё только те овощи (муляжи), в названии которых есть звук [к].

Слова: картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан, морковь, лук, свёкла, чеснок, петрушка, редька.

 

Игра «Весёлые звуки»

Цели: совершенствовать навык звукового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинки с изображением Буратино и с изображениями лука, тыквы, укропа и салата и предлагает детям помочь Буратино назвать, что изображено на картинках, и выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребёнок выкладывает схемы на доске, остальные работают с раздаточным материалом за столами.

Слова: пук, тыква, укроп, салат.

 

Игра «Загадай-ка»

Цели: развивать связную речь, умение составлять рассказы-описания; расширять словарь прилагательных; развивать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже).

Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки по опорной схеме.

Например: Он овальный, зелёный, твёрдый, сочный, хрустящий... (огурец).


Подбери признаки (не менее не менее трех признаков):

огурец (какой?) — …

овощи (какие?) — …

 

Один – много:

Помидор – помидоры

Огурец - огурцы

Луковица – …

Стебель – …

Грядка - …

Перец- …

 

Игра «Чего нет?».

На доске картинки овощей. Дети запоминают их , потом закрывают глаза, логопед убирает одну картинку и спрашивает Чего нет?

Нет огурца, нет помидора, нет луковицы и т. д.

 

Раздели овощи на 2 группы:

овощи, у которых мы едим то, что растет в земле (корешки);

овощи, у которых мы едим то, что растет над землей (вершки).


Игра «Составь предложение».

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Помидор круглый, а морковка…

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковка…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковка в земле, а помидор…


Пальчиковая гимнастика.
<1. Хозяйка однажды с базара пришла

(«шагаем» указательным и средним пальцем по столу),

 Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! .. (хлопок в ладоши)

2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках) Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох!..(хлопок в ладоши)

3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).

И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

и свёклу.

Ох!..(хлопок в ладоши)

4. Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки)

Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох!...(хлопок в ладоши)

И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)

ЗАГАДКИ.

Что за скрип, что за хруст?                                 

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я... (капуста).

 

Кругла да гладка,

Откусишь — сладка,

Сидит на грядке крепко,

А зовётся... (репка).

 

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (лук).

 

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный… (баклажан)

 

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков... (горох).

 

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом... (картошка).

 

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Узнали вы?

Зовусь я... (свёкла)

 

Вырастаю всем на диво

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки,

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я ... (кукуруза)

 

Расту в земле на грядке я —

Красная, длинная, сладкая. (морковь)

 

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну, конечно ... (огурец)

 

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (помидор)

 

Красная мышка с белым хвостиком,

В норке сидела под зелёным хвостиком. (редиска)

 

В огороде — жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена. (тыква)