Характеристика речевой активности детей 2-го года жизни

hello_html_62a0ad35.jpg       Обратите внимание, что развитие речи у ребенка происходит при живом общении. Трансляции по телевидению и радио не стимулируют развитие речи, поэтому общение со взрослыми не стоит заменять.

      Дети от года до двух начинают активно говорить. Говорите с ребенком, играйте, правильно произносите слова сами, но пока не требуйте этого от ребенка! Назовите все, что вы видите вокруг для прогулки, прокомментируйте свои действия.

         На втором году жизни возрастает интерес ребенка ко всему,что его окружает: он хочет видеть все, знать, подбирать. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обращаться за помощью к взрослому. Однако ребенку уже не хватает доступных средств общения (жесты, выражения лица, отдельные слова, чтобы удовлетворить его возросшую потребность в общении. Возникает противоречие, которое разрешается появлением новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии обычно происходит в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет

    В возрасте 12–14 месяцев первые слова, появляющиеся из болтовни, пoявляются у детей: «мама»«тетя»«папа»«няня»«ляля» и т. д. В течение второго года, если родители разговаривают с ребенок, с каждым днем его активная речь расширяется, он говорит все больше и больше слов. 

    Временами дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а гораздо позже - в два или даже три года. Этo отставание может быть вызвано различными причинами. Возможно, мало внимания уделяется с точки зрения общения с ребенком, или взрослые пытаются предугадать любой запрос малыша, и ему не нужно стремиться выразить их словами. Среди причин могут быть медицинские показания, желательно проконсультироваться со специалистом (психолог, врач - логопед).

Показатели речевого развития детей:

1 год – 1год 3 месяца

Понимание речи

•  Понимает названия игрушек, одежды, животных, еды, частей тела, окружающих предметов, имена близких взрослых, действия, некоторых бытовые ситуации.

•    Показывает и выполняет: «Принеси…», «Подойди к…», «Положи на место…», «Где твоя шапка лежит…» и т.д.

•    С интересом рассматривает картинки в книжке, узнает персонажей.

•    Слушает и запоминает слова потешек стихов и песенок.

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов)

•   Выражает свои желания определенными звуками, например звуком «э».

•   Произносит облегченные (би-би, ням-ням) и простые (кися, баба) слова по подражанию, по просьбе взрослого, по собственной инициативе (когда играет, радуется, констатирует факт).

•    Использует слова «мама» и «папа» и для других людей.

•    Воспроизводит звуковые сочетания с определенной интонацией и ритмом. 

1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев

Понимание речи

•    По просьбе взрослого показывает называемые части тела.

•    Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от их размера и цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.

•    Понимает рассказ о том, что ему знакомо. Например, с интересом слушает сообщение мамы о проведенном им дне: «Папа, а ты знаешь, сегодня…. (имя ребенка) сам помыл руки. А потом сел за стол и съел всю кашу».

•    Со слов взрослого вспоминает о недавних ярких событиях (поход в зоопарк, работу подъемного крана и т.д.).

•    Знаками, жестами, движениями, словами отвечает на вопросы: «Кто съел кашу?», «Как дятел стучит?», «Кого мы там с тобой видели?»

•    Выполняет поручения из двух действий: «Возьми на столе карандаш и нарисуй солнышко».

•    Понимает, когда его хвалят.

•    Спрашивает (знаками, звуками) о предметах, которые попадаются ему на глаза  «что это».

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов)

•    Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно); говоря о себе, может назвать своё имя.

•   Пользуется словами в моменты особой заинтересованности, чтобы выразить своё согласие или не согласие, привлечь к себе внимание, попросить о чём-то.

•    Отвечает на простые вопросы: «Где?», «Кто (что) это?», «Что делает?» (в реальной ситуации и по картинке).

•    Подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.

• Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

•    Вместе с взрослым «напевает» песенки.

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев

Понимание речи

•    Хорошо знает названия частей тела и лица, игрушек, животных, растений, предметов быта, одежды, блюда, некоторые признаки предметов (большой, горячий, тяжелый), некоторые действия (спит, ест, идет, бежит и т.д.)

•    Понимает несложный сюжет на картинке.

•    Понимает описание ситуации, близкой ему по опыту, без показа или картинки.

Активная речь (произносит 100 слов)

•    Может составить предложение из двух слов. Говорит о своих потребностях: «Маша пить», о своих/чужих действиях: «Мама ням-ням».

•    Отвечает на вопросы: "Где?", "Кто это?", "Что это?", "Что делает?".

•    Называет предметы на картинке.

•    Договаривает последние слова знакомых стихотворений, потешек и песенок.

1 год 9 месяцев - 2 года

Понимание речи

•   Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке). Отвечает на вопросы об этих событиях.

•    Выполняет просьбы, состоящие из двух-трех последовательных действий (возьми мяч, отнеси в коридор и положи у двери). 

Активная речь (произносит до 200-300 слов):

•    Говорит предложениями из 2-3 слов.

•    Составляет повествование из 2х-3х предложений о том, что видит.

•    Задает вопросы «где?», «какая?».

•    Начинает употреблять в речи прилагательные (хороший, горячий, тяжелый), наречия (жарко) и местоимения (он, она, ты).

•    Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает песенки.

•    Облегченные слова заменяет правильными.

•    Употребляет вежливые слова: «пока», «спасибо», «привет».

•    Может менять интонацию, силу голоса и темп речи.

•    С удовольствием слушает книги, просит почитать.

Если к двум годам ваш малыш еще не начал говорить, не понимает обращенную к нему речь, гнусавит, заикается, сильно высовывает кончик языка, раздувает щеки, брызжет слюнями, не выговаривает положенные по возрасту звуки (для детей 1-2 лет: а, о, у, и, п, б, м, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф) - желательно обратиться за консультацией к логопеду.

 

 

Категория: Для родителей | Добавил: maryikarom18 (06-Апр-2021)
Просмотров: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar